Падение российского производства и импорта сопровождается снижением экономической активности населения. Небольшой рост производства наблюдается только в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. Но в ИК «Премьер» отмечают, что компенсировать общий спад производства данные две отрасли не могут. Динамика внешней торговли России в 2015 году определялась российским продуктовым эмбарго, снижением экономической активности и девальвацией рубля.
Падение цен на энергоресурсы, сокращение объемов торговли с Украиной и санкции имели существенное влияние на экспорт. Сальдо внешней торговли было положительным в течении всего 2015 года. Снижение импорта имело более высокие темпы, чем уменьшение экспорта. На импорт в первую очередь повлияло снижение покупательской способности рубля.
Эксперты ИК «Премьер» приводят данные 2015 года: февральский экспорт составил 81,6% от того же месяца прошлого года. Август составил 61% от августа 2014 года. Импорт изменялся в диапазоне от 57,7 до 65,9% по сравнению с теми же периодами прошлого года.
Самое стремительное падение импорта показал сектор «машины и оборудование». Данная группа товаров показывает и падение их отечественного производства. Экономисты ИК «Премьер» делают вывод, что вместе с падением импорта снижается и производство, т.к. замещение импортных товаров аналогами отечественного производства не происходит.
Объем экспорта в секторе с/х вырос на 15,7% к 2014 году, а импорт продуктов уменьшился на 41,2%. Но темпы роста отрасли по сравнению с прошлым годом уменьшились. Сегодня можно наблюдать частичное замещение импортных продуктов питания отечественными. Замена происходит не от более высокого качества продуктов, а в связи с сокращением доходов населения и девальвацией. Сокращение реальных доходов россиян на 5% сильно повлияло на структуру спроса. ИК «Премьер» приводит данные о снижении объема розницы продовольственных товаров - до 90% аналогичного периода 2014 года. В Крыму товарооборот снизился на 66% к августу 2014 г. Но структура падения в разрезе регионов выглядит неоднозначно – в промышленных регионах идет спад, в ряде остальных – рост (Дагестан, Бурятия, Ингушетия).
Проведенный опрос среди российских потребителей показал низкий индекс потребительской уверенности – 24%. Стоит отметить, что в предыдущие кризисы индекс имел большее значение: 35% – в 2009 и 58 – в 1998. По гендерной принадлежности индекс у мужчин составил 22%, а у женщин – 25%. Таким образом, женщины оценивают свои потребительские способности хуже.
В ИК «Премьер» отмечают, что о восстановлении активности потребителей говорить не приходится. Она упирается в динамику реальных доходов населения и цены на услуги и товары и будет меняться в силу ожидания рецессии в 2016 году, уровня инфляции и жизни.
Эксперты утверждают, что дно потребительского кризиса еще не достигнуто. «Мы по-прежнему наблюдаем двузначный рост цен, дорогие кредиты и падение реальных доходов населения», – заявил аналитик ИК «Премьер». Датой восстановления потребительского рынка называют вторую половину 2016 года.