Правила игры в шахматы

30/10/12 10:20

Правила игры в шахматы Шахматы являются настольной логической игрой, которая появилась в XV веке нашей эры в Индии, однако окончательно правила игры в шахматы были стандартизированы лишь в XIX веке. Именно тогда стали регулярно проводиться международные турниры.

Игра происходит на доске, размер которой 8х8 клеток. Доску необходимо расположить таким образом, чтобы ближнее правое от игрока угловое поле было белым: для белых фигур это h1, а для черных — a8.

Каждый игрок имеет короля, ферзя, двух слонов, две ладьи, двух коней и восемь пешек. Белые фигуры ставятся на первую и вторую горизонтали, а черные — на седьмую и восьмую. Первым ходит игрок, играющий белыми фигурами.

Все фигуры, кроме коня, передвигаются только по прямой, при этом клетки между начальной и конечной точками обязательно должны быть свободными. Запрещено ходить на поле, которое занято своей фигурой. Если во время хода поле будет занято фигурой противника, она снимается (происходит так называемое взятие). Король может ходить только на расстояние одного поля по горизонтали, вертикали или диагонали. На любое расстояние по горизонтали или вертикали ходит ладья. Слон ходит только по диагонали, но также на любое расстояние.

Отдельно стоит рассмотреть правила игры в шахматы, касающиеся ходов конем. Эта фигура ходит на поле, которое находится на расстоянии 2 клеток по вертикали и 1 по горизонтали или же 1 по вертикали и 2 по горизонтали. Конь имеет право ходить на поле, даже если оно полностью окружено чужими или своими фигурами.

Что же касается пешек, то эти фигуры ходят со взятием лишь по диагонали (вперед-вправо или вперед-влево). Если же ход реализуется без взятия — на одно поле по вертикали вперед. Если же пешка в текущей партии еще не делала ходов, она может сделать ход на два поля вперед без взятия. Когда эта фигура добирается до противоположной горизонтали (для черных — первая, для белых — восьмая), ходящий имеет право заменить эту пешку на любую проигранную фигуру.

Как только один из игроков ставит под угрозу короля противника, объявляется «шах». Противнику необходимо выполнить следующий ход таким образом, чтобы избежать взятия своего короля. Если же взятия избежать нельзя никаким образом, объявляется «мат» и партия заканчивается. Победителем считается игрок, создавший такую ситуацию.

Ничья в шахматах называется «пат». Как правило, такая ситуация возникает в том случае, если у обоих игроков нет достаточного количества фигур для объявления «мата». Также это касается той ситуации, когда игрок, имеющий право хода, не может им воспользоваться из-за того, что абсолютно все его фигуры не могут выполнить ход по правилам.

Также, рассматривая правила игры в шахматы, нужно рассказать о рокировке, представляющей собой особый ход, который заключается в горизонтальном перемещении короля в сторону своей ладьи на 2 поля, после чего ладья ставится на соседнее поле по другую сторону от короля. Смысл рокировки состоит в том, что король перемещается в менее опасное место и становится более защищенным. В то же время на центральную вертикаль выводится такая сильная фигура, как ладья. Также стоит отметить, что за одну партию каждый из игроков может сделать только одну рокировку.

Напоследок нужно сказать, что в этой статье описаны далеко не все правила игры в шахматы. Однако их будет достаточно, чтобы просто сыграть в эту старинную игру дома. Еще существуют правила контроля времени, требования по записи партии и даже особые правила по так называемым заочным шахматам, когда игроки не сидят за одной доской, а находятся в разных городах.