В связи с распространением недостоверных фактов вокруг решения Харьковского апелляционного хозяйственного суда в споре между перевозчиками и городскими властями по отдельным положениям договора перевозки активисты общественной организации «Молодежь Демократического Альянса» решили предоставить ему правовую оценку и развенчать некоторые мифы.
Миф № 1. Суд установил тариф на проезд в городском транспорте в размере 3 гривны.
У ни одной судебной инстанции в Украине нет полномочий в формировании тарифа. Тариф на транспортные услуги устанавливает исполнительный комитет (ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»).
Миф № 2. Суд отменил тариф на проезд в размере 2 гривен.
Суд вынес решение, исключив пункт договора, в котором предусмотрен тариф на проезд в 2 гривны. Но тариф на перевозку устанавливается решением исполкома, которое пока действует, а соответственно и тариф на 2 гривны действует также. Напомним, что решение исполкома о повышении до 3 гривен не вступило в действие.
Миф № 3. Перевозчики могут самостоятельно определять размер тарифа.
В мотивировочной части, руководствуясь исключительно собственными убеждениями, но не ссылаясь на конкретную норму закона, судьи указали, что для автобусов, работающих в режиме маршрутного такси, может применяться свободное регулирование тарифа. Такой вывод суда не занесен в результативной части, а следовательно, не может иметь никакого практического применения.
Однако автобусы, которыми осуществляют обслуживание на городских маршрутах, не могут работать в режиме маршрутного такси, потому что это прямо противоречит действующему законодательству (согласно ему все автобусы с пассажировместимостью более 22 места могут работать исключительно в обычном режиме, а те, которые не перевозят стоячих пассажиров, в обычном или экспрессном).
Остается открытым вопрос, какой именно режим движения записан в договорах о перевозке. Возможно, нормы договора умышленно были прописаны для подобных спекуляций в будущем.
Что же делать органам власти?
Если в условиях договора действительно указан режим движения — маршрутное такси, то исполком должен своим решением устранить несоответствие и установить обычный режим движения. В таком случае все возможные пути для манипуляции решением суда перевозчиками исчезнут.
В случае если перевозчики выполнят свои угрозы и повысят стоимость проезда, то такие действия просто развяжут руки инспекторам территориального отделения Антимонопольного комитета, которые будут обязаны наложить штрафы в кратных размерах на нарушителей.
Что будет сделано общественностью?
Активисты организации «Молодежь Демократического Альянса» уже обратились в прокуратуру в Сумской области с заявлением о защите интересов сумчан, где требуют от прокуроров подать кассацию на решение Харьковского суда. Поскольку его решение имеет множество неточностей, которые противоречат основным принципам хозяйственного права.
«В ближайшем будущем нами будут направлены соответствующие письма в транспортную прокуратуру и территориальное отделение Антимонопольного комитета для немедленных действий по устранению нарушений в случае их совершения перевозчиками», — заявил председатель Сумской областной ячейки ВМОО «Молодежь Демократического Альянса» Дмитрий Шестернев.
В организации уверены, что отдельные представители городской власти умышленно ввели сумчан в заблуждение относительно содержания решения суда с целью «протащить» решение исполнительного комитета по тарифу в 3 гривны.
«Перевозчики рассказывают, что они работают в убыток. Город у нас относительно маленький, и у каждого есть или друг, или отец, или брат, или знакомый, который работает водителем на наших маршрутках, и мы знаем, сколько зарабатывают водители, и сколько отдают денег за день владельцам. И как живут перевозчики, и на каких машинах они ездят, мы тоже видим. Если у них сверхприбыль снизилась, ничего страшного нет, не умрут. При нынешней ситуации в стране с повышением своей сверхприбыли МОЖЕТЕ ПОДОЖДАТЬ, ничего не случится», — говорит активистка Анна Толстуха.
Интересный момент, что суд обязал подписать дополнительное соглашение с изменением в договорах мэра Геннадия Минаева. В таком случае понятно, что решение не может быть выполнено.