Обязательное условие произведений стрит-арт — это определенная смысловая и эмоциональная нагрузка. Это некий протест против несправедливости мира, его несовершенства и власти материальных ценностей. Своим искусством мастера стрит-арт пытаются достучаться до сознания людей, сделать мир лучше и ярче. Художник переносит на «полотно» частичку своего внутреннего мира, то, как он видит эту действительность и что он хотел бы в ней изменить.
Зародилось уличное искусство стрит-арт в первой половине ХХ века и со временем значительно видоизменилось, обросло новыми техниками и тенденциями. Неизменным остался только настрой художников стрит-арт: протест против несовершенства жизни. Все начиналось с граффити на стенах. Первым мастером граффити был неизвестный художник Корнбред. Позже граффити приобрели подтекст, чем вызывали бурное негодование властей. Через некоторое время после появления граффити стрит-арт разнообразили трафареты. Деятельность первых трафаретчиков порой считалась незаконной, но всегда направленной на помощь людям. Один из самых знаменитых трафаретов был выполнен девушками Таней Котовой и Любой Герасимовой. Это надпись на Невском проспекте в Санкт-Петербурге «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». Надпись помогла спасти множество жизней.
В 60-е года ХХ века течение стрит-арт пополнили инсталляции. Делались они также тайно и незаконно, поскольку обнажали пороки общества и власти.
Не каждый, кто оставляет гневные и непристойные надписи на заборах, стенах и дорогах города, может называться мастером стрит-арт. Это отдельная культура, своеобразное искусство, которое не всегда можно понимать буквально. Настоящие художники, «работающие» в этом направлении, создают порой совершенно потрясающие работы, полотнами для которых служат стены и дороги города. Стрит-арт остается исключительно урбанистическим видом искусства, поскольку только город может дать поле деятельности и необходимое вдохновение.
Постепенно художники - последователи течения стрит-арт выходят из тени, их деятельность легализируется и узаконивается. В настоящее время часто проводятся фестивали стрит-арт, где мастера и новички могут обменяться опытом, поделиться своими жизненными ценностями и показать свое мастерство.
Новым направлением, которое появилось в культуре стрит-арт совсем недавно, является 3D стрит-арт. Это направление предполагает создание рисунков, которые кажутся объемными, хотя на самом деле это просто оптический обман. Подобные произведения поистине уникальны.
Самой главной отличительной чертой художников стрит-арт является абсолютная бескорыстность, поскольку уличную картину нельзя продать или купить, ее нельзя отправить в музей или сохранить для потомков. Жизнь произведения стрит-арт сравнительно недолговечна, но способна вызвать огромный резонанс.
Тренировочными полотнами для начинающих художников стрит-арт становятся заброшенные здания, тротуары, заборы. Те, кто хочет приобщиться к этому движению, должны помнить, что они не всегда будут поняты и оценены по достоинству, поскольку стрит-арт все еще остается искусством протеста против несправедливости и несовершенства мира, а его прямая задача — сделать мир ярче и добрее.