Само слово «гризайль» в переводе с французского означает серый, именно этот цвет и преобладает в этой технике. Гризайль изначально должна была просто имитировать скульптурные рельефы на стенах, эту технику использовали при декоре интерьера.
Художники пытались максимально точно сымитировать архитектурные детали, чтобы сделать рисунок объемным. Архитектурные детали, выполненные в технике гризайль в сочетании с многоцветной росписью, получались невероятно красивыми, и с первого раза почти невозможно было отличить, где скульптура, а где живопись.
Постепенно эту интересную технику стали применять в станковой живописи. Поначалу гризайль использовали в качестве вспомогательного инструмента, например, для создания эскизов, но затем эта техника превратилась в самостоятельный вид живописи. Начала расширяться палитра, например, живописцы стали использовать сепию, то есть краску, которую изготавливали, используя вещество из чернильного мешка морской каракатицы.
Сепию применяли европейские художники примерно до середины 18 века, когда рисовали пером или кистью. Постепенно гризайль приобрела синий и красноватый оттенок. Сегодня художники могут использовать для гризайли любой цвет, который сможет передать задумку автора. Например, гризайль может быть коричневой, серой или сиреневой, но главное — использовать только один цветовой тон, хотя допускается применение белил.
Интересно, что сегодня многие живописцы различают учебную и художественную гризайль. Учебная гризайль может быть вполне самостоятельной работой, которая помогает отработать приемы владения тоном. Также учебная гризайль используется в качестве основного рисунка, а затем художник постепенно вводит в работу цвета.
А вот художественная гризайль может рассматриваться как самостоятельное произведение, которое должно передавать красоту монохромного колорита. Кроме того, допускается, что учебная гризайль может быть выполнена углем или жирным карандашом, а художественная гризайль выполняется красками.
Многие могут подумать, что гризайль — это достаточно простой и скучный вид живописи, но это совершенно неверное мнение. Гризайль помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов.
Художнику нужно найти гармонию и скомпоновать все тона так, чтобы ни один не вырвался из заданной цветовой гаммы. Например, вы можете выполнить рисунок гуашью на бумаге, в начале прорисовываются все детали карандашом, но без тона. Затем можно приступать к нанесению тона красками. Точно так же можно делать при работе с масляными красками. Художник хорошо прорабатывает рисунок на бумаге, а затем переносит его на холст.
Если вы научитесь улавливать соотношение тона и объема, а также сможете передать это сочетание на бумаге или холсте, то ваши картины станут ярче, интересней и глубже. Техника гризайль имеет свое очарование, иногда в одноцветном варианте у живописца получается подобрать настолько точное сочетание и соотношение оттенков, что работа способна передать ощущение цвета. Кроме того, гризайль — это вид живописи, который дает возможность фантазировать и представлять картину в собственной цветовой гамме.